суббота, 9 апреля 2016 г.

Сто пятьдесят оттенков серого

Каждый человек практически с первых дней жизни делает это — просыпается, выпивает чашку воды, чая, кофе или молока и начинает новый день.Но не каждый задумывается о том, из чего именно он пьет то, что помогает ему взбодриться.
Я до поры до времени тоже не думала о таких простых вещах. Ну чашка, ну  тарелка. Что в этом такого. Но родилась дочка, подошло время прикорма и я, как мои мама и бабушка, стала накладывать "до каемочки" и кормить до картинки на донышке.
Она подросла и начала рисовать.И мы вместе как-то вдруг заметили, что рисунки бывают не только в альбоме, а на стенах домов, на асфальте,на тканях и уж конечно на посуде. Рассматривали их, обсуждали.И я однажды поняла, что мне мало просто видеть рисунок на дне тарелки. Хочется узнать, как он туда попадает.Это и привело в итоге всю нашу семью в одно замечательное место — на Добрушский фарфоровый завод, который единственный в нашей стране своей работой помогает накрывать на столы и в семье, и в детском саду, и в больнице, и в гостинице.
Если Вы захотите не просто посмотреть картинки, а узнать о производстве посуды чуть больше, то можете сходить вот по этой ссылке. Когда я готовилась к поездке и искала доступную информацию, которая помогла бы мне объяснить ребенку процессы производства, эта курсовая работа неизвестного автора мне очень помогла. Ну а если углубляться в тему нет особого желания, тогда просто усаживайтесь поудобнее и смотрите.
Это - здание завода, который расположен в небольшом городке Добруш, который находится совсем рядом с Гомелем (буквально 20 минут езды). Попасть туда на экскурсию не составляет никакого труда (спасибо руководству завода за такую открытую политику). Есть только одно серьезное ограничение — вам покажут все лишь в рабочие дни. Потому что это — реальное производство, работают реальные люди и в воскресенье, к примеру, всем составом они не придут чтобы провести с вами два волшебных часа.
Ну и лучше, чтобы вас было хотя бы человек десять. Экскурсия будет совершенно бесплатная (правда, это похоже на чудо в наше время?). Экскурсовод оторвется от выполнения своих основных должностных обязанностей и уделит вам как минимум полтора часа своего времени. Поэтому надо уважать его труд и  немножко организоваться. Для этого просто отправьте письмо на электронную почту, которая указана на сайте предприятия, в котором попросите показать вам производство и подождите дня два или три. Или перезвоните на следующий день в отдел маркетинга, чтобы было быстрее. (Это для тех, кто добежит, долетит, доедет и сам потрогает и посмотрит на месте).
Экскурсовод встретит вас на первом этаже у проходной. Нужно сказать, что внутри здания помимо фирменного магазина есть еще отделение банка, банкомат и даже аптека. А на территории очень много маленьких магазинчиков с продуктами питания. Так что если кто-то приедет издалека, он не останется голодным, без денег или один на один с досадными неожиданностями в плане здоровья.


Вы пойдете лестницами, коридорами, галереей и переходами. И в литейно-формовочно-обжиговом цеху попадете в волшебное царство серых теней.




Прямо у порога цеха вас встретит армия чашек, мисок и плошек разных форм и размеров.Строй безликих шершавых чайников, сахарниц и каких-то непонятных, похожих на цветочные, горшков подберется, захватит в плен, заворожит и уже не отпустит.

Но уже через несколько шагов вы начнете понимать, что странные горшки — это и не горшки вовсе, а формы, с помощью которых специальные станки выдавливают, расплющивают и обкатывают чашки, тарелки и блюда. из нарезанных глиняных колбасок, сложенных про запас штабелями то тут то там.


Посудные ручки не появляются из ниоткуда. Не падают с неба. Они изготавливаются в отдельных формах. а потом опытные ручные феи берут их, и специальным ножиком счищают все неровности и пупырышки.Вот здесь - ручки, которые обработали всего за один час. Впечатляет? Меня — очень. Потому что вроде бы и монотонная работа, но ручка-то попадается каждый раз разная, со своим неповторимым рельефом. А сделать из нее нужно похожую на тысячи других.





В каков-то жутковатом на вид агрегате прямо среди тарелок из ниоткуда возникает самая настоящая кошка. Мы с дочкой бросаемся к первой попавшейся ручной (или тарелочной) фее и начинаем вопить, выпучив от страха глаза, что сейчас на их тарелке появится меховая поджарка. Что нужно бежать, лететь, спасать. Фея ласково нам улыбается и объясняет, что это — местная Котомать, которая перетаскивает своих детей в сушилку для посуды постоянно,потому что там  тепло и сухо. И клятвенно заверяет, что перед запуском оборудования они всю живность из него изымают.
Мы выдыхаем. странная эта КотЭ. Я тоже в некотором роде Котомать, но до такого бы не додумалась ).
Идем дальше. Обилие серого, который каждый раз — разный, ошеломляет и завораживает. Он есть гранитный и мышиный, цвета свинцового неба и персикового компота. А еще цвета припорошенной пеплом чайной розы. Я не могу оторваться.



Сложенные формы своими стройными и не очень стройными рядами напоминают мне то аэродром марсианских летающих тарелок, то бусины для ожерелья великана.



Шаг за шагом доходим до еще одной ручной феи. Ручки - разные, суть осталась прежней. Я смотрю на ручки феи, и те, что для чашек, стопочками лежащие на столе, и вижу бесконечность.
Они так похожи на каждый мой день, который вроде бы и полон до краев серой рутиной, но в итоге потом получается что-то волшебное. Философия нападает и оглушает. Рядом со столиком — черный кот на красной подушке. Он в этом сером царстве кажется нереальным.




Доходим до места, где глину перемешивают и оформляют в огромную ливерную колбасу огромные миксеры и вакуумные камеры. Колбаса снова лежит штабелями. Такая вкусно-серая, притягивающая ее потрогать и пожмякать. Обед или ужин для очередного великана.



Нашему Котику дают полные руки глиняных обрезков. Столько радости. Комки тут же запихиваются в папин карман и мамину сумку. Про запас. Для дома. Чтобы потом держать в руках и вспоминать. Серое сокровище.

По  какой-то невообразимой траектории нас перемещают поближе к печам, в которых обжигается все налепленное добро. Вокруг — бесконечные стеллажи, заполненные самыми разными оттенками серого, играющими на сгибах и ребрах и кромках форм.К инопланетным кораблям добавляются трубящие чайники, елочные крышки и саркофаги







К благородному серому примешивается игривый розовый. Это оказывается глазурь такого легкомысленного цвета. Молодая, живая, текучая. Которая потом станет холодной, глянцевой и не прощающей прикосновений грязными пальцами. Когда пройдет испытание огнем.


Важные супницы для сервизов. Глядя на этих дородных пузатых созданий невольно понимаешь, что за стол могут разом сесть как минимум 12 персон. А то и больше.
Салатники в магазинах ничем не привлекали мое внимание. А тут, собранные в башню на простых деревянных поддонах, просто свели с ума своими изгибами. Мое сердце пропустило удар. Я искала их и снимала снова и снова.







Все помнят картину "Купание красного коня"? А я еще запомню картину 2Купание розовой солонки".
Снова миски и плошки и пагоды. Очень жарко. Работают печи. И феи тоже работают. Кто-то слушает музыку. Кто-то улыбается нам. Они там вообще очень часто улыбаются, хоты мы этим феям в сущности совершенно чужие люди. Шатаемся по проходам туда-сюда и отвлекаем от дела своим мельканием.





Внезапно натыкаюсь на коробку тарелок с разбитой судьбой. И вдруг остро понимаю, что не каждой чашке дано почувствовать прикосновение губ. Все как в жизни. Все как с людьми. Где-то там был знак бесконечности.










Мы выходим из этого цеха и оставляем мечты, надежды и волшебство за тяжелой дверью. Дальше будет проза жизни, все строго по госту и капля вдохновения в море таких же, как все.

Это в общем-то грустное место. Где всего несколько специально обученных людей решают, достойна ли та или иная чашка принести тепло в чью-то жизнь. Кривобоким отсюда не выйти.
Серый цвет постепенно растворяется в ярких красках. Глаза не могут привыкнуть к ним и теряются.



На смену суровым серым воинам приходят толпой удалые  Чиполлино, развалившиеся на транспортере как придется.Хрупкие феи пытаются хоть как-то их упорядочить, но какой тут уж четкий строй, когда на лбу у тебя веселая картинка.




На одной из стен — реалити-шоу "За стеклом". Разные по форме и содержанию предметы связаны одной нитью, оклеены одним узором и радостно изображают семью.Жаль только, что никогда не попадут в реальную. Не наполнятся горячим чаем или вкусным супом.


Мы покидаем этот цех и приближаемся к пределу мечтаний любой посуды. К тому месту, где тонкой кистью рисуют ее уникальную судьбу. У меня в сумке рядом с комком глины поселились три переводные картинки, подаренные какой-то очень доброй феей Кате на долгую память. Совсем как в моем детстве. Она уже предвкушает, куда их приклеит. Совсем как я когда-то в детстве.


Тысячей четких мазков, тысячей разных черточек шестеро фей рисуют тарелкам и вазам души. Если вдруг одна из таких попадет именно к вам, помните — им многое пришлось пережить, чтобы выбрали именно их. Берегите своих счастливчиков.





Совсем рядом — тысячи тех, кто с простыми наклейками. Кому не так повезло. Аристократы и чернь, пусть яркая и веселая. На границе миров, прямо вод вековым деревом, притулились серые пчелы. Им никогда не взлететь на кухонный стол. но и в коробке с боем они не окажутся. Пусть и нелепая, но все таки жизнь.







Думаете, тут все ограничивается песиками и пышными ветками сирени? А вот и нет. Все намного серьезнее. Незыблемее и основательнее. 







Мы уходим из царства фей и попадаем в царство разноцветных горшечных богов, которые не просто наклеивают и перерисовывают, но создают и воплощают свой замысел в жизнь.
С вдохновением здесь все серьезно.


Мастерская и музей при ней.
Там меня заворожили две вещи.
Сначала — странная бесформенная пупырышка, внезапно превратившаяся в милаху-кота. Я нашла его на столе. Между стаканчиками с кисточками. И мне даже разрешили подержать это фарфоровое чудо в руках. Он такой живой и весомый.
Вот так и в жизни бывает. Смотришь не под тем углом и думаешь — что за нелепая кучка. А ведь шаг в сторону сделать, после которого станет видна харизма, можно и не успеть.








Потом - музей. Он меня напугал. Хотелось походить вдоволь, но боялась что-нибудь зацепить и кокнуть. Поэтому осторожно от стола к столу перемещалась бочком. И постоянно думала о том, кто же гоняет пыль со всего этого блестящего добра? Смотритель музея? Специальный сборщик пыли с кофейных чашек? Это ж какие стальные нервы нужно иметь, чтобы ничего не разбить. вот уж у кого точно руки растут их того места, из которого надо.













 
Розовый сервиз почти всех барышень привел в совершенный восторг. Счастливые пчелы гордо вились над медовыми горшками. А я смотрела на масленки, которые поросята, и никак не могла решить — их покупают просто так или потому что подложить охота?





Напоследок нас привели в столовую. Наш папа проникся стоимостью комплексного обеда с настоящей котлетой по-киевски — не больше двух долларов, если в эквиваленте. Катя прониклась самой котлетой и компотом из сухофруктов (на дне чашки углядела даже курагу), а мне было не до еды. Меня изумили голубые сирены.








Потом был магазин и посуда на память и в удовольствие. Дорога домой. Просмотр фотографий, впечатления и воспоминания.
Этот день закончился. А ощущение фарфоровой сказки осталось.
Когда пришло новое утро, я проснулась, пошла на кухню и налила себе чаю. Но вместо того, чтобы просто взять чашку за ручку, обняла ее ладонями и мы поделились друг с другом теплом.






10 комментариев:

  1. Ух, ты! Здорово! Очень интересно.
    Спасибо!
    Узнала пару своих тарелочек :)
    Сирены - это под гжель? :)

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Иринка!
    Сирены — это под потолок, за кустики. Видимо, чтоб ни мужчин, ни женщин не смущали :))) Чтоб не отвлекали от еды.
    Интересно не то слово. Я думала, что Катя половину мимо ушей пропустит. Особенно в самом начале, там, где много станков и шумно от пресса. Но оказалось, что она запомнила почти все, так ей понравилось. И пересказываем родным два дня взахлеб.
    Кстати, я когда туда собиралась, то думала, что меня больше всего впечатлит именно роспись ручная. И даже подумать не могла, что на самом деле эти серые заготовки так оглушат.
    Кстати, у меня даже и не пара тарелочек :))

    ОтветитьУдалить
  3. У меня просто вообще посуды ОЧЕНЬ мало :) Просто самый минималистский минимум. Но чайный сервиз, который зачем-то живет в шкафу - добрушский :)
    Экскурсия, видимо, интересная, раз запомнилась Кате. Мишка недавно ездил с классом на Коммунарку. Спросила, как делают конфеты... Ответ: давят какая-бобы, получают масло, потом окунают в глазурь - и конфеты готовы :) Не уверена, что смогла бы это есть :) Кажется, он пару этапов пропустил :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. какао-бобы*, пардон :)

      Удалить
    2. У меня с посудой когда как. Я умудряюсь бить даже то, что по инструкции небьющееся ). И еще есть заморочка — периоды, во время которых мне вкусно пить из чашки определенной формы. Как эти периоды меня настигают, и почему именно с такой чашкой - до сих пор не знаю. Потом заморочка заканчивается, а чашка, если грохнуть не успели, остается )
      Но в последнее время Катя полюбила мыть посуду, так иногда случаются неожиданности.
      Экскурсия запомнилась потому, что там надавали сувениров во все карманы, было много разных котов и вкусная котлета ) (на самом деле вкусная, я даже удивилась). Ну и в магазине вместе с набором детским с собачками (потому что же почти щенячий патруль...), который хотела она, ей достались еще и пчелы, к которым прикипела я. Ну и позволяли много чего потрогать. Хотя в музее фарфора мне было очень страшно. Я боялась сама что-нибудь зацепить, и за нее боялась. Поэтому каждую минуту просила Максима, чтоб он не отпускал ни на шаг.
      Знаешь, думаю, если бы Мише дали что-нибудь пожмякать на этой экскурсии, помещать, на кнопку какую нажать, и хоть жменьку карамельки отсыпали, он бы запомнил гораздо больше.
      Меня именно таким отношением эта экскурсия и поразила. Нас полтора часа медленно водили везде и все-все рассказывали. Причем БЕСПЛАТНО. В теперешнее время это - огромная редкость.

      Удалить
  4. Чайник с сиренью меня покорил..
    Теперь я хочу такой и масленку и то, и то
    А ещё больше хочу на экскурсию.
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Танечка, знаешь, сколько раз я про тебя на той экскурсии подумала? И про Ларису еще?
      Если будешь в наших краях, мы с тобой туда обязательно проберемся.
      А масленку — со свинтусом или серую?)))) Я вот этими свинтусами шаловливыми так прониклась )))

      Удалить
  5. Чайник с сиренью меня покорил..
    Теперь я хочу такой и масленку и то, и то
    А ещё больше хочу на экскурсию.
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  6. Свинтусы хороши в подарок, да :)
    Спасибо За экскурсию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И тебе спасибо, что нашла время заскочить и все это пересмотреть :)

      У меня в планах еще пара-тройка интересных мест (потеплело же, вот я на свободу и вырвалась). Так что трепещите :)))

      Удалить