В
последнее время о буллинге говорят достаточно много и громко. Психологи, которые вроде бы знают, как решить
проблему и нейтрализовать негативные последствия этого действия. Родители, у
которых теоретических знаний и практических навыков меньше, но сильно желание
помочь своему ребенку и защитить его. Дети, оказавшиеся в роли жертв и всеми
силами пытающиеся вырваться из создавшейся обстановки.
Но
вот в чем вопрос: а только ли одноклассники устраивают в школе травлю отдельно
взятого ребенка?
Как
быть, если моральные страдания и глубокие психологические травмы наносит не
сосед по парте, а учитель? Который, по
идее, должен бы сеять разумное, доброе, вечное. Но по каким-то причинам в итоге
засевающий пытливые детские умы исключительно бурьяном и лебедой.
Когда
с такой ситуацией сталкиваешься впервые, твоей реакцией становится отрицание.
Потому что … да не может же такого быть. Учитель – он ведь мудрый и опытный. Он
должен разбираться в конфликтах, не давать им разгораться, сглаживать острее углы. А не провоцировать внутриклассные междоусобицы.
Потом
очень тяжело не скатиться к мысли что твой ребенок, собственно, сам
виноват. Что если бы он был поумнее,
немного усидчивей и чуть-чуть спокойнее, ничего бы и не случилось. Взгляд
тирана просто скользнул бы по нему без последствий и упал на кого-то
другого.
И
требуется очень много усилий, чтобы не встать на скользкую дорожку
потакания такому недопедагогу, надеясь
на то, что если его как-нибудь задобрить и чем-нибудь умаслить, он ослабит
хватку своих челюстей или вцепится в следующую жертву.
Такие
меры не помогут, не защитят и не дадут никаких положительных результатов.
Наоборот. Мучитель почувствует вкус крови и сладость победы. И будет грызть
вашего ребенка с удвоенной силой.
Ну
и что же тогда делать, спросите вы. И этот вопрос может надолго остаться без
ответа. Слово «ничего» приведет психику вашего ребенка в бездну. А на любые
активные действия школа тут же ощерится волчьим оскалом. Потому что… ну не
отдавать же своего педагога на растерзание каким-то «психическим» мамашке и
папашке. (А в том, что вы в один момент станете «психическими», можете даже не
сомневаться. У работающего в родных стенах педагога есть уйма времени и
возможностей вывернуть каждое слово наизнанку).
И
если вы не боец, то видя, как учитель регулярно пинает вашего ребенка, берите
его в охапку и переводите как минимум в другой класс. Или, что гораздо
надежнее, в другую школу. Потому что от
встреч в коридорах или в столовой родной школы с уже бывшем учителем ученик не
застрахован.
А
если вы решили объяснить учителю, что он, собственно, не прав, то вам придется
запастись терпением, валерьянкой и
большим промежутком времени. Тут нет универсального рецепта, способного
привести к вашей победе. Напротив, готовьтесь к тому, что боевые действия,
какой бы степени активности они не были, оставят после себя футбольные поля выжженных
нервных клеток с обеих сторон.
Еще
найдите хорошего психолога для своего ребенка. Который научит снимать
напряжение и держать удар. И занятие вне стен школы, помогающее переключиться и
абстрагироваться (что угодно, от борьбы до макраме, лишь бы ребенок видел, что
бывают и другие учителя у которых, простите, с психикой и поведением все в
порядке).
Потом
постарайтесь задать администрации четкие, ясные и обоснованные вопросы о
причинах такого отношения к вашему ребенку. Помните, что для этого должны быть
неопровержимые факты, а не лепет из разряда «одна баба сказала», который к
письменному вопросу не пришьешь. (Почему вопрос должен быть письменным? Да
потому, что следов в канцелярии у нас в
государстве боятся как огня. Потому что если вы в решите в процессе конфликта
обратиться куда повыше, то первое, что начнут смотреть – как и какими способами
вы пытались решить ситуацию на месте. И если нет конкретных свидетельств,
говорящих об этих попытках, то вас просто отфутболят обратно в школу телепаться
в уже известном болоте, с той лишь разницей, что болото будет очень
разозленным).
И
постоянно помните о том, что в то время как вы ищите пути выхода из кризисной
ситуации, противная сторона тоже не сидит без дела. Она ищет болевые точки,
чтобы покрепче вцепиться в них и в вас. Часто задерживаетесь на работе? Никому
не интересно, что вам нужно думать о средствах к существованию. Зато сразу можно сказать, что не уделяете время
ребенку и он растет как травинка в поле. Решили выпить шампанское на Новый год?
Да еще с компании друзей? Отлично! Притон со сборищем алкоголиков – самое верное
определение этому мероприятию.
Прицепиться
можно к чему угодно. К тому, что у ребенка нет отдельной комнаты и к тому, что
у вас один на двоих письменный стол. К тому, что вы в
разводе или решили разок поскандалить в браке. К тому, что у вас в морозильнике
нет годового запаса говядины и вы все вместе целую вечность не ходили в кино.
Вам
придется постоянно помнить, что в этой борьбе за вами нет никого. А за спиной
учителя-тирана как минимум социальный педагог и педагог-психолог. Просчитывать
каждый свой шаг. Оценивать каждое свое слово.
И не один день ходить по лезвию ножа.
Но
не это главное. Главное – что ваш ребенок почувствует поддержку семьи. Он
поймет, что не остался один на один с проблемой. Что ему доверяют и его могут защитить.
У
меня ушел год. Целый бесконечный год тяжелых, изнуряющих действий направленных
на то, чтобы моего ребенка как минимум оставили в покое, позволив просто без
лишней нервотрепки заниматься любимым делом. Год с того момента как она,
поверив, что ее достижения важны и интересны учителю так же, как тренеру, принесла
в класс свои медали. Но «какое-то там скалолазание» стояло даже не на последнем
месте в шкале ценностей педагога, а было вышвырнуто далеко за пределы этой
самой шкалы. Тренировки и поездки на соревнования моего ребенка были по
большому счету досадным недоразумением, препятствующим стопроцентной явке на субботние
мероприятия.
Что
помогло мне добиться по крайней мере перемирия и неприкосновенности для моего
ребенка? Проходящие сейчас Олимпийские игры и справки, которые регулярно
выписывал наш тренер, подтверждающие, что ребенок не может посетить школу в
субботу по объективным причинам (с приложением билетов в оба конца).
Про
то, что Катя ничем не хуже других детей, серьезно занимающихся спортом, пусть
на ее дипломах и не стоит номер школы, вспомнили учителя физкультуры,
проводившие у нее уроки в прошлом году.
Вчера
мой ребенок наконец услышал от педагогов нашей школы что им и его победами
гордятся. И я искренне надеюсь, что это услышала не только Катя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий