четверг, 24 декабря 2015 г.

Триктотажные мысли



Вчера вечером, закончив работу пораньше в часть предпраздничного дня, по пути домой я зашла в маленький, неприметный магазинчик Облпотребсоюза.. (Читатели, живущие в Беларуси, наверняка поймут, о каких магазинах речь,  для остальных же скажу, что это – торговая сеть, в которой ассортимент на 95% состоит из товаров, произведенных в нашей стране. Она начисто лишена модного блеска, до потолка завалена продукцией беллегпрома и укомплектована самыми неспешными из всех продавцов).
В магазине было немноголюдно. Я, пара бабулек, терзающих продавца одного из отделов на предмет результативности белорусских отбеливателей (тюль же нужно перед праздником постирать), да молодая мама с коляской, в которой мирно сопит младенец.
Если совсем откровенно, то я люблю такие места. Нет толчеи. Тебя не оглушает реклама. Ты не поддаешься на провокацию «волшебных»  скидочных ценников. И почти всегда находишь нужные вещи.
Просматривая детские одежки и прикидывая, что из них можно приобрести в подарок двум чудесным принцессам, которые совсем скоро приедут к нам в гости из Ярославля, я услышала, как продавец вежливо поинтересовалась у мамы с коляской, чем она может ей помочь.  А еще услышала … ехидное фырканье в ответ. Мол, мой ребенок в ЭТОМ ходить не будет. И отдел заполнила гнетущая тишина.
— Знаете, а я с удовольствием порадую дочку нарядами. И себя заодно их стоимостью.
Сказала. Оставила на кассе два джемпера и пошла глянуть носочки, краем глаза отметив, как коляска нерешительно двинулась туда, где недавно стояла я.
Выбрала. Расплатилась. Дошла до остановки и села в автобус. Тут меня воспоминания и накрыли.


Полтора года назад я отправляла в журнал «Супермама» нашего издательства «Толока» вот этот текст.
«Однажды я стала мамой. И если учесть, что от моего рождения до этого события прошло целых 30 лет, то становится ясно, что готова я к нему была на 200%.Труды мэтров детской педагогики и психологии были не только перечитаны, но и законспектированы. А приданное для дочки собиралось по лучшим торговым центрам как минимум трех столиц. Ведь по-другому нельзя. Потому что, имея стабильный доход и перспективы карьерного роста, какая ж я буду мать, если в такие годы не смогу обеспечить свою кровиночку самым лучшим?
Дни шли за днями, и я наслаждалась ими, окунувшись в водоворот материнских хлопот.
Наслаждалась ровно до того момента, пока не прозвенел тоненький тревожный звонок и не закрались в душу первые сомнения. И случилось это не где-нибудь, а на тенистой аллее городского парка. Заметив, что моя лапочка-дочка пол прикрытием коляски умудрилась не только снять с правой ножки дорогущую фирменную пинетку, но и выбросить ее в придорожные кусты, я металась по дорожкам в поисках утерянной обувки и вид, наверное, имела не очень умиротворенный и респектабельный.
За первым ударом не замедлил последовать второй.  Времена прикорма ознаменовались не только выяснением малышкиных предпочтений, но и рядом химических опытов, направленных на выведение разнообразных пятен с предметов ее гардероба.
Надо сказать, в этой борьбе гламура и функциональности детской одежды я продержалась довольно долго. Меня хватило больше, чем на год. Точка была поставлена разодранным в клочья на горке спортивным костюмом известной американской фирмы. Я вдруг поняла, что моя девочка не заслуживает того, чтобы провести свои лучшие детские годы на лавочке, разряженная, словно кукла,  пока самое интересное проходит мимо и случается с кем-то другим.
Поэтому дорогие брендовые вещи были оставлены для торжественных случаев и фотосессий. А для песочниц, гор чернозема во дворе по весне и домика в деревне прекрасно подошла одежда, сшитая нашими белорусскими фирмами.
Вот уже четыре года наша принцесса прекрасно себя чувствует в пижамах от Свитанка, белье от Купалинки и Конте, спортивных костюмах от бобруйского и пинского трикотажа. А я прекрасно чувствую себя от того, что мне не нужно переживать за невыводимые пятна и не поддающиеся починке после встречи с асфальтом и забором брюки. Потому что в самом крайнем случае эти вещи на каждый день легко и просто заменить на такие же. А сэкономленные средства и время с радостью потратить на новые открытия и приключения.»
Текст приняли, отредактировали и даже  напечатали в одном из номеров, прислав мне экземпляр журнала.


А я, проходя по магазином с белорусской одеждой, еще больше утвердилась в мысли, что при наличии желания и определенной настойчивости можно отыскать товары не хуже заграничных.

В декабре 2014 года история получила неожиданное продолжение.
В нашем районе проходил конкурс молодых специалистов  "Своей профессией горжусь".  Помогая с подготовкой к выступлению замечательной девочке Наташе, которая была не только умница, красавица, но и компетентный специалист по коммунальным расчетам, я попала на все выступления. И меня покорил совсем молоденький мальчик Боря, который выбрал профессию … швеи. Поступил в УО «Гомельский государственный профессиональный лицей легкой промышленности» и решил связать свою дальнейшую судьбу с одеждой.
Он был очень обаятелен. Немного стеснялся сцены и такого внимания к себе. Но когда говорил о своей учебе, о будущей профессии и планах на жизнь, то сразу чувствовалась огромная любовь к выбранному делу, и целеустремленность.
Именно в тот день я поняла, что мне уже хорошо так за 30. А еще я поняла, что привычное фырканье, которым все мы грешили в юности (мол, на фабриках наших работают исключительно замшелые старики и старухи, которые в принципе ничего нового не могут создать) изжило себя. Те люди уже давно на пенсии. Работают-то как раз мои ровесники. И возраст их в диапазоне +-10 лет.
Потому-то меняется и качество, и модели.
Но если продолжать вот так фыркать, млеть от заграничных вещей (а большинство из нас почему-то именно млеют, считая особым шиком заказать из-за границы) и игнорировать то, что произведено у себя в стране, то в итоге мы получим большую проблему.
Наши дети, подойдя к тому моменту, когда нужно определяться с дорогой в жизни, просто не захотят заниматься тем, что не востребовано, не интересно никому не смотря на вложенные усилия.
Наши профессионалы благополучно уйдут на пенсию.
Наши заводы и фабрики так же благополучно порастут мхом.
А мы… мы все будем настраивать скайпы и вайберы и ждать, пока сыновья и дочки, в поисках лучшей доли уехавшие работать куда-то далеко, в такую вожделенную, но не такую уж и гостеприимную заграницу, найдут минутку для связи.
Эти грустные мысли подтвердила статья, на которую я наткнулась. Молодой дизайнер фабрики «Пинский трикотаж»  Антон Ярощик говорит почти такими же словами. Он – пример того, во что со временем превратится мальчик Боря, занявший второе место в конкурсе, если ситуация с отношением к нашей легкой промышленности со стороны обычных людей не изменится.
Почему я сегодня пишу все это?
За год кризиса мы почти потеряли Серж. Милавица держится из последних сил. Пинский трикотаж еще в строю, но надолго ли это? Бобруйсктрикотаж никогда не был на слуху, но, тем не менее, делал неплохие вещи для повседневной жизни. Не дорогие (бюджетные, как сейчас модно говорить), ноские, удобные. Славянка, обеспечивающая большую часть потребности в школьной одежде, да и в остальном не совсем уж безнадежная, тоже переживает трудные времена. Конте стал уже не тот… Купалинка, Марк Формель, фабрика 8 марта, которая, кстати, у нас в Гомеле (вещи все еще могут вести себя непредсказуемо, но прогресс в качестве в последние пять лет впечатляет). Наш Свитанок, в чьих ползунах Катя отлично себя чувствовала в первый год жизни. А их линия верхней одежды Артус хоть и стала прилично дороже, все так же мила ее сердцу.
Это те предприятия легкой промышленности, которые я опробовала на себе и своем ребенке. Да, конечно, есть недочеты. Что-то теряет цвет, что-то – форму. Иногда после нескольких стирок поджидает размерный сюрприз. Иногда на изделиях просто дикие этикетки, по которым ничего не понять.
Но вместе с тем – натуральные ткани. Отслеживание модных тенденций. Рабочие места для чьих-то родных и близких. Налоги, перечисляемые в бюджет нашей страны, которые идут, в том числе, на медицину, на образование, на какое-никакое, но культурное развитие. А еще это — перспективы для наших детей. И, что самое главное, эта одежда становится не хуже заграничной, которая есть в нашем гардеробе.
Я не хочу ни к чему призывать. Не хочу ни за что агитировать.
Я хочу перед наступающим годом, который будет не легче, чем уходящий, сказать спасибо тем людям, которые своим трудом, своими руками постарались сделать так, чтобы взрослым и детям в моей семье и в семьях моих друзей было удобно, уютно и красиво в нашей одежде.
Спасибо за то, что в не очень простых условиях, когда фабрики вынуждены экономить на сырье и зарплатах, зачастую даже отправляя людей в отпуска без сохранения заработной платы, они находят в себе силы придумывать новые модели, ответственно относиться к своей работе и создавать на самом деле качественные вещи. Пусть их и не так уж много в ворохе того ширпотреба, который все еще по старинке выпускают в больших количествах.
Спасибо за то, что мне не стыдно пройти по улицам других городов на отдыхе или в поездке в чужой стране, видя, что я одета… не безвкусно и не модно.  За то, что у меня есть возможность сделать подарки своим друзьям с нашим белорусским колоритом. 




Даже если они никогда не прочитают эти слова, все равно СПАСИБО ЗА ИХ ТРУД. От всей души. Вдохновения им, хорошей зарплаты и чтобы эти вещи благодаря своему качеству, функциональности и красоте ценились не ниже известных заграничных брендов.

8 комментариев:

  1. Фишка - хорошая серия. Мне тоже нравилась. Про Серж только не соглашусь. Они пару лет назад ТАК цены задрали... Нет, я понимаю, кризис и все такое, но почему у Любавы такие же по составу количеству кружев трусы вдвое дешевле?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про Фишку - в точку. И еще у них для совсем малышей Кукабара серия была. Катин первый слип - именно оттуда )
      Про Серж.... Я как-то больше не белье их нательное, а майки-кофтейки-водолазки уважала. Но да, вздорожало ощутимо. И качество стало падать. Причем задрали еще перед кризисом 11 года. За что и поплатились падением спроса, тотальным сокращением швей и потерей рынка сбыта. Я ж и говорю, что марку потеряли... Хотя она была очень хорошей в самом начале.
      А Любавы у нас в Гомеле почти нет. А если и есть, то ... может, мне не попадала.
      Коминтерн со своими костюмами тоже едва-едва на плаву.

      Я когда сравниваю тот же Вайкики, Эндо, Марк Спенсер... то вижу, что и у них бывают косяки. А еще вижу, что нам они сливают все, что как минимум в течение пяти лет не распродавалось у них.

      А еще вижу ... те же "понты в песочнице", когда мамы в связи с кризисом из последних сил тужатся, покупая "мировые марки". Прикольно. Для меня - Гуччи и Прада - это даже не одежда. Это - статус. Маркер дохода семьи. И раз я не могу ВО ВСЕМ этот статус соблюдать в своей жизни, то уж чего за штаны-то цепляться...
      А потом те же мамы, Видя Катины одежки, шибко удивляются, что это - наше. Ну, да. Не пойми чего производят просто горы. но есть ведь и искорки талантливых дизайнеров. Просто нужно чуть-чуть присмотреться.

      Мне этот мальчик Боря очень в душу запал. Он за год повзрослел. Возмужал. Пока все еще верит, что его профессия прокормит.
      Этот колледж (училище, если по-старому) совсем рядом с нашим домом.Я однажды Я туда зашла недавно. Новогодний костюм Кате сшить мы уже не успели. Но вот платье к 8 марта он согласился попробовать. Подожду, что получится.

      Удалить
    2. Да, давно уже цены задрали. Я покупала раньше, но с такими ценами, извините...
      Милавица тоже портится :( Из всего огромного отдела в магазине покупаю 3 лифчика одной модели, только разных цветов. Не садится остальное. Ну, нормально это?
      Про Артус +100. Только не вижу их в последнее время.
      Костюмы - просто тоска, к сожалению. При их объемах производства (о, эти ряды мужских костюмов в универмагах!) могли бы, наверное, брать разнообразием размеров, раз уж качеством не получается. Фиг там... На нестандартную фигуру ничего даже померить взять...
      Эх :)

      Удалить
    3. Артус я вижу в городе в паре мест всего. Одно из них - у нас на оптовой облпотребсоюзовской базе, которая на Могилевской улице, до которой три дня лесом и еще два дня - полем. Примерно полтора года назад они арендовали помещение прямо возле центрального рынка. Открыли фирменный магазин. Какие там были классные вещи. И какие там были скидки в конце сезонов. Но все свернули месяцев через 9 и уехали. Причина курьезная. По ценам, сопоставимым с польскими вещами, все умилялись качеству и моделям. Но когда дело доходило до этикетки и оказывалось, что это - РБ, сразу начиналось "да дорого", "да фу как убого", "да лучше на базаре найду". Где логика - не понимаю? Катины два комбеза пережили уже еще двоих детей и только по цвету бледнее стали... Но это ж не "фирмА"....
      Милавица уже никакая года четыре. Мне подходят только несколько моделей серии Авелин. Хорошо хоть, что цена на них пока вменяемая.
      Про мужские костюмы - у нас в старом универмаге есть фирменный отдел и возле рынка центрального их магазин Дориан. Так там попадает что-то повеселее тоски. Но тоже как вкрапления.

      Удалить
    4. Нам не до веселости... Тупо по размеру ничего не подходит. Производители отказываются верить, что есть высокие стройные мужчины. Обычно сетка стандартная - чем больше рост, тем больше размер.

      По поводу этикеток... Не понимаю этого подхода. Если хорошая вещь и по вменяемой цене - при чем тут этикетки? Лейбломания :)

      Удалить
    5. Максим - двухметровый штакет 46 размера.... Так что я тебя очень понимаю...
      Они не отказываются верить.... просто таких вещей на самом деле мало. Производителям невыгодно производить их в больших количествах.
      В фирменных магазинах еще можно наткнуться. А если магазин не фирменный - продавец не хочет рисковать и провозить вещь, которая может реализоваться, а может и на вешалке останется.

      Удалить
  2. Никогда не видела ничего плохого в белорусской одежде. Более того частые проблемы, о которых пишут - потеря цвета, изменения размеров и прочее, почему-то проходят мимо нас))). Может быть мои дети умудряются испортить вещь раньше, чем она сама по себе испортиться?)))). Очень понравился в последнее время Макс Формель, стильные одежки, яркие цвета, приятные материалы. Пока ничего не испортилось))). Свитанок и купалинка - стандарт для нижней одежды. Они же фавориты среди водолазок, трикотажных кофточек и легенсов))). А вот Серж, Милавица - почти не пользовалась. По началу Серж, а потом цена выросла и качество испортилось. Милавица по мне всегда была неоправданно дорогая. Фишка нравится, 8-е марта, Любава.... В общем, у нас есть, что купить, не обязательно нужно дорогое из-за рубежа. За брендом и вовсе никогда не гонялась, но вот интересные вещички у нас, конечно, позже появляются, приходиться и в СП-шках что-то покупать).
    Аня, с Новым годом, пусть он будет легче и приятнее во всех отношениях, чем предыдущий!

    ОтветитьУдалить
  3. Анечка, как я рада тебя видеть. Тоже с новым годом, и с новыми радостями.
    Ты умеешь очень точно выразить мысль. В одном предложении, но таком ёмком.
    На Кате в самом деле шкура горит огнем. Но мне это нравится. А вот переживать за то, что в какую-то майчонку вбухано денег НЕМЕРЯНО (ну, скажем, больше 100 у.е.), а она возьми, да и останься своими 30% на деревенском заборе или у гусика в клюве.... К чему мне эти обмороки?
    Купили, сносили, забыли. А не потраченные деньги пустили на качели-карусели, цирки-театры и книги с красками.
    У меня единственные неожиданности случаются с нашим 8 марта. иногда замечательная одежда. А иногда очень странно укорачиваются только рукава или швы оказываются на пупке и позвоночнике. Но их вещей не много, так можно и пережить.

    ОтветитьУдалить