суббота, 7 ноября 2015 г.

Точка, точка, огуречик!

Субботнее утро благодаря праздничному дню оказалось в полном нашем распоряжении. Не нужно вставать еще затемно, собираться на подготовку к школе. И думать как день на минутки поделить, чтобы все-все успеть, тоже не нужно. Можно валяться в теплой норке из одеяла, шептаться, делясь секретиками, обниматься и радостно хихикать. А еще - вспоминать какие-то яркие моменты.
А потом встать, неторопливо позавтракать и приняться за важные дела и не важные делишки. Чтобы вечером не только с чистой совестью пойти в цирк.  Одним из таких важных дел оказалась уборка, благодаря которой и родилась  эта история.
В доме, в котором живет хотя бы один ребенок, вещи мигрируют, словно лемминги по лесотундре. Разложенные за выходные, они еще в понедельник находятся на своих местах, однако к пятнице отыскать нужное на привычной полке практически нереально. С этим нужно что-то делать постоянно, потому как вероятность того, что отдельно взятая вещь самостоятельно вернется на свое место, равна абсолютному нулю.
У нас шустрее всех оказываются карандаши, Катины журналы и папины шурупы. Мы каждый раз собираем их по дому, поселяем в коробочки и шкафчики и в следующий уборочный день начинаем все с начала. Но сегодня случилось кое-что особенное. Пытаясь потеснить на на полке книги так, чтобы осталось место еще и журналам, а наткнулась на несколько файлов, плотно набитых... детскими рисунками.
— Мама, ты что, все ЭТО до сих пор хранишь? — в возгласе дочки смешались удивление, изумление и звонкая детская радость.
Конечно храню. Как же может быть иначе? Ведь к рисованию мы обе пришли очень не случайно.
Был такой период в ее младенчестве, когда Катя сильно нервничала по поводу и без повода, срывалась на не очень хорошие эмоции, много плакала и не могла ничего объяснить. Было понятно, что ребенка что-то пугает, не дает ему покоя, гложет и цепляет за душу. Не помогали ни песни, ни пляски. ни сказки. Ни даже бубны, к которыми бабули скакали вокруг ребенка, выполняя малейший каприз (на то они и бабушки, для того, чтобы воспитывать, есть мы, родители). Дочку успокаивали только цвета. И процесс размазывания их по любой поверхности. Поэтому я сажала ее на размотанный рулон старых обоев, ставила рядом акварель и разные кисточки, и просто тихонько наблюдала, как линии из серых и мутных превращаются спокойные и яркие.

Кто-то скажет, что малыши просто разводят грязь. Но на самом деле они делают большое дело - пробуют на вкус и цвет вдохновение. Взмахивают кисточкой словно волшебники своей палочкой и оставляют незабываемый след. Линии, судьбы, сплетения, радуги. Глядишь, а нервы уже отступили даже не на второй план.

Когда она подросла, я поняла, что моих художественных знаний не хватает. Про отличие портрета от натюрморта я еще могла рассказать, но дальше этого дело не шло. Поэтому, осмотревшись и посоветовавшись с другими родителями, мы пристроили нашего Котика Катика на изобразительный кружок, в котором занимались такие же маленькие дети.
Нам повезло с педагогом. Не часто в теперешнее время встретишь совсем молоденькую девушку, которая бы с таким счастьем и удовольствием в глазах занималась с малышами, которые не то, что рисовать - мысли свои иногда толком выразить  не умеют. Два года Катя на крыльях неслась к своей Алене Леонидовне на занятия. Два года мы заходили в кабинет после того, как занятие заканчивалось, и видели очень счастливого ребенка и очень добрые, теплые, живые рисунки. Пускай они не имели большой художественной ценности. Пускай не все линии на них были ровными и правильными. Но я собирала эти изрисованные листочки, складывала в папку и ставила ее между книг. Чтобы время от времени доставать, пересматривать и радоваться за свою девочку, за маленькую капельку радуги на кончике ее кисти.









За два года наша Алена Леонидовна успела встретить хорошего человека, полюбить его, выйти замуж и родить замечательного сына. Мы очень радовались за нее и желали ее семье всего только самого лучшего.
Вот только спешить рисовать стало не к кому.
Мы не бросили это занятие. Я смотрела что-то в интернете, пыталась повторить сама, понимала, что лишена художественных способностей напрочь, привлекала к процессу папу и  всевозможные обучающие ролики, благо их немало. Но все было НЕ ТО, Рисунки выходили из-под дочкиных пальцев в промышленных, можно сказать, масштабах. А искорки в глазах не загорались и не загорались. Нужно было срочно это менять.
И вот месяц назад мы дождались-таки нового чуда. Замечательная девочка Катя (по имени-отчеству она отзываться отказывается) взяла нашу мелочь на свои занятия.
Дети там уже не малыши. Поэтому у них все серьезно. Кисти по номерам и по степени жесткости ворса, смешивание цветов на палитре, гуашь и акварель, которую не во всяком магазине найдешь. Да и бумага тоже непростая.
Задают домашнее задание. Кроме рисунка приветствуются истории о тем, что же на этот рисунок так вдохновило. Развивают, одним словом, во всех направлениях.
Неизменным осталось только одно. Катя по-прежнему спешит на занятия, радостно распахивая все встречающиеся на пути двери. Вымазывается в краску по самые уши. И каждую неделю приносит домой новый шедевр.


(Это - наш первый микроб Максим. Великий и ужасный. А еще сохнут перья и попугай, книга про зайца и зимние грядки).

Но я рассказала вам только часть истории. Первую, самую важную. Была еще и вторая.
Однажды, забирая Катю с рисования, я услышала диалог одной мамы и педагога.
— Скажите, а когда мой сын уже начнет рисовать то, что будет хоть на что-то похоже? Мы приходим второй месяц, а результата нет.
— Возможно, годам к шести или семи. Иногда дети начинают рисовать и к двенадцати.
— А нельзя ли научить его побыстрее. Видите ли, у меня у самой художественное образование. А у нашей бабушки - музыкальное. Мы отдали сына к вам и на пение. Вот, ждем, какой талант проснется первым.
— Понимаете, я могу научить его чему хотите. И, если вы позволите, даже привязать к его пальцам карандаш, чтобы отрепетировать каждую линию и каждую точку. Но вы готовы к тому, что из рисунков вашего сына радость уйдет навсегда?

Иногда нам так хочется хоть несколько минут побыть мамами гениев. Чтобы наши дети были самые-самые. Чтобы при взгляде на них сразу становилось понятно - таким ребенком гордится не только семья. И это, думаю, совершенно нормально.
Но бывает и так, что эти мгновения растягиваются на всю жизнь. И постоянный режим ожидания не предполагает счастье в настройках.
Думается мне, очень важно не забывать - что наши дети - они  просто дети. Которых нужно любить, поддерживать и подбадривать. И гордится тем, какие они есть здесь и сейчас. А не какими станут, когда проснется их гениальность.





2 комментария:

  1. Какой замечательный теплый радостный пост! Детское творчество - это полет, это счастье. Шаблонами заменить его никогда не поздно.

    ОтветитьУдалить
  2. Анечка, спасибо тебе большое. За теплые слова и за понимание того, что мне хотелось выразить эмоциями. Кстати, видела Эллинкину русалку. Твоя девочка - большая умничка.

    ОтветитьУдалить